Многолетний опыт эксплуатации показал, что самолеты типа Ил-18,
Ил-20, Ил-22, Ил-38 имеют значительный запас по уровню надежности, заложенный при их проектировании. Поэтому проведение работ по определению возможности продления назначенных показателей долговечности (срока службы, ресурса) является важной задачей.

Одной из основных систем электрооборудования самолета является система электроснабжения, включающая в себя  бортовую электрическая сеть (БЭС), которая состоит из линии электропередач (электропровода, электрожгуты), монтажного и установочного оборудования, коммутационной и защитной аппаратуры,  распределительных устройств.

От технического состояния БЭС зависит работоспособность и надежность работы всех приемников электроэнергии переменного и постоянного тока. В связи с этим очень важно своевременно оценивать ее фактическое техническое состояние.

Цель методики

Целью настоящей методики является оценка технического состояния БЭС самолетов Ил-18, Ил-20, Ил-22, Ил-38 и определение возможности продления назначенных сроков службы и ресурсов самолетам данного типа.

Настоящая методика определяет объем и последовательность работ, выполняемых при оценке технического состояния бортовой электрической сети.

Объектами исследования являются силовые цепи систем электроснабжения, противообледенительной системы крыла и хвостового оперения, цепи исполнительных механизмов и агрегатов систем управления самолетом и его взлетно-посадочных устройств,  системы сигнализации о пожаре самолетов типа Ил-18, Ил-20, Ил-22, Ил-38 принадлежности Государственной авиации.

Виды оценки технического состояния БЭС

Оценка технического состояния выполняется на основании визуального и инструментального контроля.

Визуальный контроль, позволяет выявлять механические, коррозионные и биоповреждения элементов и участков БЭС и определять порядок и методы их устранения.

Инструментальный метод контроля позволяет выявлять причины неисправностей, возникающих в БЭС, связанные с обрывами проводов, нарушением (ослаблением) контактных соединений, попаданием влаги в электрические соединители, понижением сопротивления изоляции электрожгутов, отдельных проводов и др.

Методом инструментального контроля осуществляется диагностика следующих параметров:

— электрическое сопротивление изоляции отдельных проводов, электрожгутов и фидеров БЭС;

— переходное сопротивление между токоведущей жилой провода и его наконечником;

— переходное сопротивление контактов силовых проводов;

— переходное сопротивление узлов и металлизации проводов и электрожгутов;

— электрическое сопротивление цепей приемников электроэнергии.

Измерение электрических параметров выполняется согласно:

  • ГОСТ Р 27.002-2015
  • ГОСТ 3345-76
  • Выпусков ВВС № 5557
  • № 5553
  • Альбома фидерных схем самолета.

Так же используются современные средства измерения:

  • цифровые мегомметр Fluke 1503
  • мультиметр CCEM DT-9926

Перечисленное оборудование включено в государственный реестр средств измерений РФ.

После выполнения работ по исследованию технического состояния БЭС самолета выполняется анализ полученных результатов. Данные результаты отражаются в Акте с выводами и рекомендациями о возможности дальнейшей эксплуатации БЭС. В случае выявления неисправностей и отклонений электрических параметров от заданных определяются мероприятия по их устранению и предупреждению.

Анализ полученных результатов позволяет выполнять прогноз технического состояний БЭС. Данный прогноз используется при проведении работ по продлению назначенных показателей самолетов данного типа в целом.